На главную Карта сайта Пишите нам
Бухгалтерия: с глаз долой, из сердца вон?

Как поручить учет сторонней организации и не пожалеть об этом

Сами понимаете, редакция нашей газеты свято верит в аксиому: бизнес не может существовать без бухучета. Однако бывают ситуации, когда фирма не хочет или не может полностью вести собственную бухгалтерию. Все-таки бухучет - дело объемное и сложное, требующее повышенного внимания, времени, кадров и средств. Для тех организаций, которые не хотят отвлекаться на ведение бухучета, весьма выгодно было бы передать эту функцию специализированной сторонней организации. В мировой практике такое делегирование полномочий называется аутсорсингом.

Этот загадочный аутсорсинг

В России аутсорсинг появился сравнительно недавно - пять-шесть лет назад.

"По нашему опыту аутсорсинг бухучета выгоден некоторым видам организаций, - рассказала в беседе с корреспондентом "УНП" Анна Ефремова, директор департамента аудиторских услуг ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем"". - Во-первых, это хороший вариант для представительств зарубежных компаний. Иностранцы, приходя в нашу страну, мало знакомы с российским законодательством. Поэтому они обращаются в известные фирмы, чтобы те вели бухгалтерский и налоговый учет. Во-вторых, учетом "со стороны" пользуются крупные российские компании и холдинги, имеющие разветвленную дочернюю сеть. И наконец, в-третьих, к аутсорсингу часто обращаются организации, которые только начинают деятельность. Например, несколько маклеров решили открыть свою фирму. Они еще толком не знают, насколько крупным и успешным будет их бизнес, и нанимать главбуха в этой ситуации кажется им несколько преждевременным. Поэтому на период становления бизнеса новички обращаются в специализированную структуру, которая может оказывать бухгалтерские услуги вплоть до формирования элементарной нулевой отчетности".

Что касается начинающих фирм, то нужно отметить, что на сегодняшний день они весьма настороженно смотрят в сторону аутсорсинга бухгалтерии: кто-то просто не знает о таком сервисе, а кто-то его опасается. Как показал опрос, проведенный корреспондентом "УНП" в нескольких столичных организациях, многие руководители не хотят доверять учетное дело чужим людям, пусть и профессионалам. "Я отношусь к своей бухгалтерии как к сугубо личному предмету гигиены, - говорит Федор Симонов, партнер небольшой юридической фирмы. - Как-то спокойнее, когда у тебя работает свой штатный бухгалтер. Давать на откуп эту функцию кому-либо еще?.. Не знаю, пока мы не решаемся на такой риск".

Если он существует - значит, он нужен?

Гораздо менее боязливы крупные компании. Своим опытом поделилась с нами Инна Сергеева, руководитель финансового департамента производственного холдинга: "Наш бухучет мы доверили известной западной компании. В принципе нас все устраивает. Компания ведет и бухгалтерский, и налоговый учет, занимается сдачей отчетности. Помимо этого составляет отчетность в соответствии со стандартами US GAAP. Эти документы нужны нашим американским инвесторам".

Положительные стороны аутсорсинга таковы. Во-первых, в солидных компаниях гарантируется качество работ и достоверность отчетности. Во-вторых, исключены ситуации, когда бухгалтер заболел, ушел в отпуск и т. п. Специализированная компания обязательно предоставит специалиста на замену. В-третьих, в договоре на оказание бухгалтерских услуг можно прописать все нюансы взаимодействия специализированной компании и клиента. Например, бухгалтерия может базироваться в офисе клиента, и представитель аутсорсинговой компании приходит к вам в офис. Количество таких посещений, как и количество приходящих бухгалтеров, может быть каким угодно. От одного человека раз в неделю до целого "отряда легионеров" ежедневно (например, в отчетные периоды).

Ложка дегтя...

Но в то же время передача учета в руки сторонней организации не лишена существенных минусов.

"Бухгалтерским учетом может заниматься только штатный работник, который заинтересован в успехе предприятия, каждый день бывает на работе и понимает, что происходит, - в этом уверен Юрий Кольцов, директор аудиторской компании "ЮВК Аудит". - Конечно, сторонний бухгалтер может работать по голым документам, которые представляет заказчик, но не обидится ли потом клиент, когда увидит, как много налогов ему насчитали? Аутсорсинг - это же, как счетная машинка, только заводи информацию... Результат такого слепого ввода может оказаться плачевным".

Бухгалтеры и финансовые директора находят минусы в другом. "Самый главный отрицательный аспект - это то, что посторонняя компания становится обладателем важной коммерческой информации клиента, - говорит Инна Сергеева. - Конечно, мы понимаем, что солидные аутсорсеры дорожат своей репутацией, но ведь за каждого их сотрудника поручиться невозможно... Другой недостаток состоит в том, что, несмотря на высокий класс специалистов, они не могут досконально знать всю специфику бухгалтерии клиента. Кроме того, они мало заинтересованы в оптимизации налогообложения. Чтобы решить эту проблему, у нас даже есть специальный человек, который отвечает за взаимодействие с обслуживающей нас организацией. Он разъясняет приходящим бухгалтерам наши цели и задачи и, так сказать, наставляет их на путь истинный".

А отвечать, кто будет?

Необходимо отметить, что при аутсорсинге несколько повисает в воздухе вопрос: а кто будет отвечать в случае, если налоговики найдут ошибки в бухучете? Согласно статье 18 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ответственность за искажение бухгалтерской отчетности несут руководитель фирмы и главбух. На этих же должностных лиц налагается административный штраф за грубое нарушение правил бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). Выходит, что сторонняя организация, ведущая бухучет, в безопасности? Но в то же время вопрос о виновности руководителя остается открытым, ведь он принял все зависящие от него меры по предотвращению нарушения: заплатил немалые деньги, нанял специалистов по бухучету.

"Вопрос этот весьма сложный, - считает Анна Ефремова (ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем""), - по действующему законодательству обслуживающая фирма не может платить штрафы за своего клиента. Однако можно грамотно составить договор с аутсорсинговой компанией и предусмотреть в нем механизм компенсации штрафов, если они наложены за ошибки в бухучете, случившиеся по вине обслуживающей фирмы".

Дешево хорошо не бывает

Если руководитель решится отдать бухучет "на поруки" другой организации, то он неизменно задаст себе вопрос: сколько стоит такое удовольствие? Задаст... и вряд ли с ходу найдет на него ответ. Дело в том, что четкое ценообразование таких услуг пока не устоялось. "Средних расценок просто нет, - отмечает Анна Ефремова. - Например, 100 долларов может стоить представление нулевой квартальной отчетности. Полное ведение бухгалтерского и налогового учета небольшой организации начинается от 1000 долларов в месяц. На меньшее вряд ли стоит покупаться. У нас был случай, когда мы восстанавливали учет клиента после того, как он воспользовался услугами аутсорсера за 600 долларов в квартал".

Терминология

Аутсорсинг - от английских слов "out" (внешний) и "source" (источник) - использование внешних источников. Аутсорсинг - это заключение договора со сторонней организацией на выполнение определенных задач, работ и функций, которые не являются основной деятельностью компании-заказчика, но необходимы ему для полноценного функционирования.

A.Ю. Пилипкo, "УHП"



Когда может пригодиться диплом ВУЗа СССР?
Страховой аудит
Когда нужно искать адвоката по банкротству
Где заказать перевод медицинских текстов
Как вступить в наследство через суд
Срок ликвидации фирмы
Где дешевле застраховать авто
Ошибки, которые разрушают бизнес
Почему бывает больно есть сладкое
Наиболее опасные для фигуры продукты

   
All rights reserved. Web design (C) Copyright 2004, 1bks.ru